Браузер Int.Explorer вызывает сбои в работе сайтов , используйте Opera или Mozilla Firefox !

Меню сайта

Наш опрос

Как вы относитесь к переименованию центральных улиц Донецка в линии ?
ИСТОРИЯ ДОНЕЦКИХ ЛИНИЙ
Всего ответов: 207

Форма входа

Приветствую Вас Гость!



Регистрация Вход
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

КОНТАКТЫ

Главная » Исторические файлы » Биография Юзовки
Разделы:
Донецк во времени [20]John James Hughes [5]Легенды Донецка [24]
Биография Юзовки [7]
материалы из книги Теодора Фридгута "Юзовка и революция"
Донецк времен 2-ой Мировой Войны [10]
Юзовка 1941-43 годы
Кровавый террор 1937-38 годов [6]

Кто жил в Юзовке
Весьма интересными являются данные Т. Фридгута об этническом и социальном составе населения Юзовки. Вопрос представляет отнюдь не чисто научный академический интерес. Об этом - осознавая сей факт или нет - часто говорят многие политики, политологи и рядовые граждане нашего города, поскольку в конечном итоге именно это определяет сейчас многие аспекты нашей сегодняшней жизни. 

По мнению самого Фридгута, вопрос об этнической композиции Юзовки является “составной частью общественно-политического постижения Донбасса”. 

Уже на первых страницах предисловия Фридгут выдвигает свой основной тезис в этом плане. 

“Донбасс не был густо населен. Шахтные и фабричные поселки развивались в основном в местах, в которых не было до этого никаких социальных структур и институтов... Британские хозяева Юзовки управляли русскими рабочими, которых обслуживали еврейские ремесленники и торговцы. Все эти группы населения были окружены украинскими крестьянами, которые не были расположены участвовать в индустриализации региона”. 

Что касается иностранцев в целом (не только англичан), то их доля в населении края (от себя добавим, что и роль в его освоении) часто преувеличивается, на что обращает внимание и сам Фридгут. Он приводит весьма показательный пример. Осенью 1860 года группа из пяти сотен вестфальских горняков с семьями высадилась в степи под Новочеркасском. Одетые в праздничные костюмы, с развевающимися знаменами, в сопровождении собственного оркестра, они начали марш в сторону Грушевска, где они намеревались начать работу на “образцовых” антрацитовых шахтах. 

Когда немцы увидели землянки, в которых им предстояло жить, и полуоткрытые шахты с оборудованием, которое приводили в движение лошади, они отказались работать, объявили нечто вроде “классической европейской забастовки”, призвали на помощь консула, после чего большинство “колонизаторов” убыло на родину. 

Вместе с Юзом из Англии прибыли около 70 опытных рабочих. Промышленник платил им по 80 рублей в месяц, невиданные, по тем временам, деньги. Но после первой же суровой зимы, в распоряжении Юза из этих 70 человек осталось лишь трое. 

В 1884 году в Юзовке жило 300 человек иностранцев. Всего население Юзовки в тот год первой переписи составляло 5494 человека. Даже, если брать сферу управления, то и в ней иностранцы (при всем том, что их здесь было гораздо больше, чем в других районах России, не считая столиц) не играли первой скрипки. В том же году в составе администрации шахт Славяносербского уезда иностранцы составляли лишь 5,6%. На шахтах Бахмутского уезда было 27 иностранных семей с общим числом 76 человек. 

Кто же, по мнению Фридгута, составлял большинство населения Донбасса? 

“Русская деревня в конечном итоге оказалась тем основным источником, который предоставил человеческие ресурсы для концентрации пролетариата, по размерам уступающей лишь центральным российским промышленным регионам вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, - пишет Фридгут. 

Из 451 человека, занятого у Юза в июне 1871 года, “подавляющее большинство было русскими, происходившими из Смоленской, Тульской и Курской губерний”, - пишет Фридгут со ссылкой на отчет комиссии Зеленцева, Летуновского и Ройлякова. - Местное население не расположено участвовать в фабричном труде”. 

Буквально в первой же главе Фридгут объясняет “и столь вызывающее” название: “Хотя географически Донбасс находится на Украине, украинское население региона играло исключительно маргинальную и по большей части реактивную роль в его истории. Для украинского крестьянина индустриальный труд был иностранным образом жизни, привнесенным иностранным вторжением”

Сам Юз, похоже, совершенно не ожидал такой реакции местного населения. Людей в этом крае и так было мало. Но и они работать на заводе и шахтах не желали. Особенно трудно приходилось, если лето выдавалось урожайным. Все это Юз объяснял 15 октября 1874 года в письме к тогдашнему министру госимуществ России Петру Валуеву, тому самому, что “отличился” своим знаменитым указом. “Минувшим летом. - писал Валуеву Юз, - наши рабочие места почти полностью опустели”. 

Понятно, почему десять лет спустя, в 1884 году из 5,5 тысяч человек, живших в Юзовке, лишь одна четверть родилась в Екатеринославской губернии. Почти 16% населения было родом из Бахмутского уезда, то есть того самого уезда, куда административно входила Юзовка. Две трети остальных жителей прибыли из центра и северо-запада России. 

Надо заметить, что у нас в последнее время стало традиционным несколько своеобразно трактовать роль тех или иных этнических групп в освоении края. Когда в конце 80-х - начале 90-х годов нашего столетия понадобилось усиленно пропагандировать взгляды украинского национализма, вполне добровольно взвалила на себя эту неприглядную обязанность местная комсомольская газетенка. Частенько выступавший на ее страницах небезызвестный пан Лаврив, историк, он, по всему видать, не без удовольствия рассказывал о каком-то занятном эпизоде с поселением на месте Украинской линии российских государевых однодворцев и экономических крестьян. По его словам, “большинство колонистов не могла приспособиться к климатическим и природным условиям Бахмутского уезда и сбежало”. 

Проработав большое количество источников, Фридгут свел воедино данные об этническом составе Юзовке на протяжении четырех первых десятилетий ее истории - с 1884 по 1923 год. Надо сказать, работа эта была нелегкая. Отнюдь не все материалы того бурного времени сохранились. Отнюдь не все, что нас интересует сейчас, записывалось в то время. В частности, до 1917 года во время переписей особая национальная идентичность украинцев не фиксировалась. Они все записывались как русские, православные. Поэтому по данным, собранным профессором Фридгутом, количество украинцев, живших в Юзовке до 1917 года не отмечено. 

Весьма любопытны данные о том, кто жил в Юзовке в 1917 году. Тогда был записан каждый человек. Эти данные мы привели во второй диаграмме (См. в начале статьи). В числе других были зафиксированы: равное количество татар и греков (по 334 человека), 297 литовцев, 130 казаков, 101 англичанин, 96 цыган, 86 латышей, 70 немцев, 50 австрийцев, 41 перс, 39 чехов, 31 грузин, 23 болгарина, 19 испанцев, по 13 человек итальянцев и французов, 12 китайцев, по 6 человек швейцарцев и курдов, 5 турок, 4 словенца, 3 серба почему-то только 2 молдаванина, 2 чуваша, 2 караима и по одному чеченцу и словаку.


Категория: Биография Юзовки | Добавил: donetskcity (29.04.2009)
Просмотров: 1123 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

РЕКЛАМА

ОБНОВЛЕНИЯ

Доска объявлений
материал:

категория:

Фотогалерея
фото:

альбом:

Информеры

погода в Донецке