Браузер Int.Explorer вызывает сбои в работе сайтов , используйте Opera или Mozilla Firefox !

Меню сайта

Наш опрос

Как вы относитесь к переименованию центральных улиц Донецка в линии ?
ИСТОРИЯ ДОНЕЦКИХ ЛИНИЙ
Всего ответов: 207

Форма входа

Приветствую Вас Гость!



Регистрация Вход
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

КОНТАКТЫ

Главная » Исторические файлы » Легенды Донецка
Разделы:
Донецк во времени [20]John James Hughes [5]Легенды Донецка [24]
Биография Юзовки [7]
материалы из книги Теодора Фридгута "Юзовка и революция"
Донецк времен 2-ой Мировой Войны [10]
Юзовка 1941-43 годы
Кровавый террор 1937-38 годов [6]

Северный автовокзал-яркая история с оттенком грусти
В 70-х годах на Северном автовокзале работал один очень ловкий и очень умный карманник. Звали его не то Коля, не то Петя, что, в принципе, неважно: для вора главное – кличка, и в кругу специалистов его знали как Щавеля. Работа у него была тонкая, хотя внешне и простая: он пристраивался в хвост очереди за билетами и, пользуясь тем, что внимание людей в этом толковище рассеяно, изымал у них кровно заработанные деньги. Профессионал Щавель был что надо: карманник – элита воровского мира, об этом еще Глеб Жеглов говорил, и за все долгие годы, что Щавель оперировал на Северном, он так и не попался. Поймали его совсем в другом месте и совсем не по тем уже делам…
 

В те времена, в 70-х и начале 80-х, Северный считался главным автовокзалом города. Как свидетельствует официальная статистика, с 25 его платформ ежедневно могли уехать 2 тысячи граждан. Автобусное сообщение было востребовано и сравнительно дешево, а север области, плотно заселенный, поддерживал с Донецком высокий уровень взаимной миграции. Проще говоря, толпы на Северном скапливались огромные, карманнику было среди кого ротозеев поискать.

По материалам Евгения Ясенова

«Для удовлетворения многочисленных потребностей»

До 1961 года автобусы на север области отправлялись с автостанции, располагавшейся в районе Крытого рынка. Она не была ни благоустроенной, ни достаточно оборудованной, ни удачно расположенной. Наконец, власти приняли решение – устроить специальный автовокзал. Для него отвели одно из промышленных зданий  на Ветке, в конце улицы Университетской. В газете «Социалистический Донбасс» за 21 июля 1961 года читаем: «Недавно в Сталино на Университетской улице, 131 рядом с автозаправочной станцией открылся Северный автовокзал. Здесь имеются комнаты матери и ребенка, камера хранения, справочное бюро, касса предварительной продажи билетов. Открытие нового автовокзала позволит значительно разгрузить Южный автовокзал и улучшить пассажирское движение».

Итак, новый вокзал возник посреди старого поселка. Вокруг цивилизация представала еще в самом грубом виде. Рядом (там, где сейчас – длинный дом с магазином «Фокстрот» на первом этаже) шел частный сектор с домами на несколько хозяев. В другом направлении – в юго-западном, если уж оперировать точными данными - прекрасно просматривался копер и терриконы шахты № 8 «Ветка». Шахтерской площади еще не существовало и в помине – тут был обычный перекресток дорог без всяких подземных переходов и переездов. Не существовало и Киевского проспекта. Сразу за автовокзалом шла насыпь с железнодорожной веткой промышленного назначения. А еще там ходил трамвай 1-го маршрута.

Северный вокзал изменил все. В путеводителе по Донецку за 1966 год (автор – М.Альтер) уже видим описание Шахтерской площади: «Застроена площадь крупными жилыми зданиями, среди которых одно высотное. Первые этажи всех зданий отведены под крупные продовольственные, хозяйственные и галантерейные магазины, кафе и закусочные, предприятия бытового обслуживания. Это сделано для удовлетворения потребностей многочисленных пассажиров. Построенное несколько лет назад здание автовокзала значительно расширяется и реконструируется. Оно стало втрое больше…»

Ну, а теперь – об этом «построенном здании». Летящая простота.

Одним из авторов его был известнейший донецкий архитектор Георгий Навроцкий. Вместе с ним над проектом работали В.Проценко и В.Спусканюк. Тогда, в начале 60-х, в среде советских градостроителей еще гремели отголоски борьбы со всякими «излишествами нехорошими». Дома призывали проектировать без выкрутасов, без лепнины и балясин, просто и строго. Именно таким и получился Северный. Никаких загогулин, все прямо и конкретно: огромные плоскости стекла, четкие очертания, светлый – летящий, звенящий - облик.

Но, при всем кажущемся примитивизме, в нем таки содержалась некая концепция. Поскольку строился центр автотранспорта, формы вокзала, по замыслу архитекторов, должны были вызывать ассоциации с автомобилем. Это нашло отражение даже в выборе облицовки: здание покрыли железной плиткой с белой эмалью, имитируя технологию, используемую при нанесении краски на машины.

Материал для постройки использовался самый обычный – кирпич, штукатурка. Но здание получилось, по тем временам, нестандартное и действительно в чем-то перекликавшееся с динамикой автомобильного порыва.

Появление Северного навсегда изменило жизнь Ветки: из глухой окраины она вдруг превратилась в непосредственное преддверие центра. Новый автовокзал потребовал площадь – и она вскоре появилась, вокруг нее вырос современный квартал: лицо города не должно быть разочаровывающим. А после того, как на площади поставили статую шахтера с куском угля в руке, она и вовсе стала знаковым местом Донецка.

Свет и тени

Часть Ветки, прилегающая к Северному автовокзалу, далеко не сразу цивилизовалась. За парадным фасадом, за качественными пятиэтажными зданиями скрывалось непрезентабельное старье. В закоулках тогдашнего поселка (на месте многоэтажного микрорайона между Университетской и улицей Батищева) вовсю цвел криминал, с появлением вокзала явно оживившийся. Воры и перекупщики краденого могли «приначить» в здешних укромностях то, что смогли утянуть у пассажиров.

Официальной ночной жизни в советском Донецке не было. Но возле Северного района в темное время суток жизнь не прекращалась. Тут дежурили бригады грабителей. Автобусы прибывали до поздней ночи, и в темноте взять приезжего на «гоп-стоп» не представляло слишком большой сложности. Милиция, конечно, контролировала территорию, но преступный элемент строил свои операции с учетом этого фактора.

В общем, появление Северного автовокзала принесло городу не только благо.

Впрочем, позитива с ним связано, конечно, все-таки больше. Помимо нормализации транспортных потоков, он создал для дончан еще один очаг современной жизни. На Северном функционировал ресторан, пользовавшийся популярностью из-за дешевизны и необычной планировки. Находился он на втором этаже, был открытым – за перилами, служившими ему ограничительным барьером, начиналось открытое пространство огромного кассового зала. Свесившись через перила, можно было увидеть, как внизу кипела вокзальная жизнь с очередями и перебранками, этот шум и гам временами перекрывался объявлениями диктора. Все это могло создавать неуют – но прежде всего создавало колорит. В ресторане на Северном очень любили обедать торговые работники из магазинов, расположенных вокруг площади.

«Стены разрушаются, стекла полопались…»

В начале 60-х о пробках на дорогах знали разве что как об атрибуте загнивающего капитализма. Никто не думал, что автобусам, стартующим с Северного, будет сложно выбраться из города. К концу 80-х эта проблема обозначилась, причем в такой степени, что пришлось решать ее радикально. Так появился Путиловский автовокзал, сделавший Северный анахронизмом. И в 1995 году его закрыли.

Вот что писал по этому поводу «Вечерний Донецк» в номере от 2 декабря: «Со вчерашнего дня прекратил свою деятельность Северный автовокзал… Директор областного объединения автобусных станций Л.Соловей говорит: «30 лет не производился ремонт здания вокзала – стены разрушаются, плитку нужно менять, теневые навесы нуждаются в реконструкции, стекла полопались. Словом, здание – в аварийном состоянии и в любую минуту могло произойти ЧП». По мнению специалистов, ремонт здания Северного автовокзала может растянуться лет на пять. Что будет там потом – никто пока еще не знает. Но есть предположения, что на это здание положили глаз некие коммерческие структуры».

Мы-то теперь точно знаем, что «там было дальше» - огромный магазин секонд-хенд, куча маленьких магазинчиков и контор. Первоначальную автотранспортную репутацию поддерживала только штаб-квартира «Шериф-тура», возле которой клубились автобусы для дальних перевозок (Киев, Днепропетровск, Львов). Так было довольно долго. Но три недели назад Северный приказал долго жить. Развалили его необыкновенно быстро – действительно, все обветшало…

Михаил Георгиевич Навроцкий, сын проектировщика этого здания, сам известный архитектор, комментирует смерть Северного философски: «Как деды в чем-то мешают жить своим внукам, так и здания, ими построенными, тоже со временем становятся обузой. Все устаревает и перестает вписываться в новую эпоху, тут уж ничего не поделаешь…»
Категория: Легенды Донецка | Добавил: Дэн_БАСС (07.08.2009)
Просмотров: 2081 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

РЕКЛАМА

ОБНОВЛЕНИЯ

Доска объявлений
материал:

категория:

Фотогалерея
фото:

альбом:

Информеры

погода в Донецке