Меню сайта

Наш опрос

Как вы относитесь к переименованию центральных улиц Донецка в линии ?
ИСТОРИЯ ДОНЕЦКИХ ЛИНИЙ
Всего ответов: 207

Форма входа

Приветствую Вас Гость!



Регистрация Вход
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

КОНТАКТЫ

Главная » 2009 » Март » 17 » 17:03.09 21:21 Интернет издание "Громадська Правда" публикует провокационные статьи о Донецке и его жителях
Последние новости

17:03.09 21:21 Интернет издание "Громадська Правда" публикует провокационные статьи о Донецке и его жителях
21:21

"Громадська Правда" 17.03.09 :

"После президентских выборов 2004 года споры о том, кто такие «донецкие» и чего от них ожидать, не утихают до сих пор. Четыре года назад для большинства украинцев рухнули десятилетиями пропагандируемые советские стереотипы о жителях Донбасса, ассоциируемыми с героикой труда, шахтными краснозвездными копрами, зелеными терриконами, дымящимися трубами металлургических предприятий и до черна измазанными угольной пылью лицами героических горняков… В реальности многие увидели агрессивные и грозные колонны, фанатично и покорно следующие за своими лидерами и беспрекословно подчиняющиеся их командам. С тех пор для жителей столицы, например, Донбасс стал ассоциироваться с неким бандитским регионом, живущим не по законам, а по собственным понятиям.

Истоки «донецкого этноса» 

Можно лишь посочувствовать нынешнему руководству Донецкой области, обвиняющему своих оранжевых политических оппонентов в формировании столь негативного имиджа родного края и его жителей и говорящему о необходимости изменить ситуацию. В последнее время даже предпринимаются попытки разработать новые имиджевые программы, способные нивелировать мрачные стреотипы. Только сложно выбросить слова из уже спетой песни. А, тем более, заставить поверить страну в искусственные мифы. Сегодня даже мало кто из донетчан вспоминает, как в 2000 – 2004 годах практически то же руководство региона насаждало его жителям и окружающему миру вместо советских новые капиталистические бренды: «Золотые скифы», железные «Пальмы Мерцалова», шикарные деловые приемы и фестивали. Вместо монументальных коммунистических и советских барельефов, стел и бюстов в Донецком крае создали собственную Святогорскую Лавру, поставили памятники новым живым символам региона – Сергею Бубке, Иосифу Кобзону, водрузили точную копию кремлевской Царь-пушки. «Скифов» дарили многочисленным зарубежным и отечественным гостям, железную «Пальму» «рассаживали» по всему свету. Денег на новый имидж Донбасса не жалели. Но все это не прижилось.

По теме:

ДОНЕЦКИЙ СИНДРОМ или Почему дончане голосуют за «донецких»

Как известно, истина всегда находится посередине. И искать ее необходимо в историческом прошлом формирования «донецкого этноса». Несколько лет назад в Донецке маленьким тиражом вышла книжица под названием «Новая Америка». Речь в ней шла о становлении и развитии первоначального капитала в Диком поле, то есть, современном Донбассе. Сегодня лишь единицы донетчан знают, что еще сто лет назад их край называли Новой Америкой. Сюда, наряду со ссыльными и беглыми, как когда-то в страну бизонов и золотоносных прерий, хлынул предприимчивый люд. В памяти нынешнего поколения о тех переселенцах сохранилось только имя Джона Хьюза (по-донецки – Юза – основателя самого Донецка – старой Юзовки, а затем Сталино – авт.). Тем не менее, нынешняя бизнес-элита Донбасса не преминет напомнить об этих своих исторических корнях.

Большинство экспертов утверждает, что именно тотальная индустриализация и урбанизация края стали причиной формирования ментальности его жителей, существенно повлияли на этнические особенности региона. Японский историк Гироаки Куромия в своей книге «Свобода и террор в Донбассе» указывает, что сложные условия жизни, нищета, постоянная опасность для жизни, связанная со спецификой тяжелого труда, нещадная эксплуатация и практически полное отсутствие социально-культурной среды создали соответствующую социально-психологическую атмосферу, в которой и проходило формирование региональной идентичности и которая, по утверждению исследователей, продолжает оказывать влияние на поведение современных жителей Донбасса.

Кроме того, крупный индустриальный регион пережил как минимум полтора десятка значительных миграционных волн. Особенно ощутимыми были послевоенные. Для восстановления экономики советское правительство и партия организовывали мощные переселенческие кампании из соседней РСФСР, частично разбавляя прибывших выходцами из Западной Украины. Тем не менее, коренными этническими группами на Донбассе оставались потомки украинских казаческих переселенцев XVII- XVIII веков, бежавших сюда от российского крепостничества, а также еще более древние греческие поселения Приазовья. Но уже в начале XX века эти группы уступали интернациональному пролетариату промышленных центров. В 70-е годы прошлого века городское население Донбасса составляло почти 90% от общего числа жителей промышленного региона. Именно неоднородное население городов стало определяющим электоратом, воспринявшим идеи большивизма и донецко-криворожского сепаратизма 1918-1919 годов. Культивируемые десятилетиями советские мифы о героике труда, стахановском движении, шахтерской славе и т.д. лишь укрепили в сознании людей с одной стороны интернационально-коммунистическую идеологию, с другой – исключительность своего края. Можно сказать, что Донбасс стал первым регионом СССР, где руководству КПСС действительно удалось «сформировать историческую общность советских людей» без каких-либо ярко выраженных национальных признаков.

Палка о двух концах 

При всем при этом, утверждают исследователи, сформировался также и особый тип взаимоотношений «народ - власть». Ученый Владимир Писаренко утверждает, что отношение к «власти» и понимание этой «власти» в Донбассе трактуется исключительно как «человек», распоряжающейся не только «телом», но и «духом» подопечного. «Подобная сакрализация приводит к безоговорочной вере человеку-власти, чтоб он не говорил и чтоб он не делал. Характерно, что при этом отвергается полностью возможность институционального объяснения, поэтому речь идет даже не о носителе «власти» как таковом, а о воплощении в конкретном данном персонаже этой самой власти. Любые аргументы «за» и «против» оказываются бессмысленными, так как они находятся «по ту сторону» рациональности. Здесь все однозначно: в лидера либо верят, либо не верят, а середины быть не должно», - считает исследователь. 

Но те же суровые жизненные условия приучили жителей региона к прагматизму. Например, тот факт, что более 75% населения Донбасса в 1991 году проголосовало за независимость Украины, еще не значит осознанной приверженности жителей региона к национальным идеям. Просто на тот момент люди разуверились в способности союзного руководства улучшить их жизнь. Многие надеялись, что это удастся сделать украинскому правительству. В какой-то степени свою роль сыграл ранее заложенный в подсознание пролетарский сепаратизм. Данное предположение подтвердилось уже через пару лет, когда затянувшийся кризис и неспособность властей проводить реформы заставил многих людей усомниться в правильности развала союзного государства. Несколько лет подряд большинство жителей региона отдавало предпочтение коммунистам, хотя еще в 1989-1991 годах Донбасс считался едва ли не самым антикоммунистическим краем в Украине. Зарождающаяся бизнес-элита, осознавая, что подобным электоратом можно успешно манипулировать, приложила немало усилий и средств для того, чтобы привлечь к себе донетчан. Особое внимание уделялось пропагандистской системе. На протяжении нескольких лет люди слышали о том, что предприимчивые патриоты Донбасса подняли из руин предприятия, снова дали людям работу, защищают интересы региона от алчных киевских чиновников. При этом едва ли не на каждом шагу упоминалось, что промышленный трудолюбивый Донбасс кормит едва ли не всю Украину. Как видим, подобные воспитательные меры зря не пропали. 

Однако, данная палка – о двух концах. Раз обманув, в Донбассе легко перекочевать из категории друзей во враги. Так когда-то произошло с коммунистами, подобные тенденции наметились в отношении донетчан к Партии регионов, не выполнившей обещанного. Ее рейтинги катастрофически падают. Наступило долгосрочное разочарование. По этой причине в условиях нынешнего жесточайшего кризиса, как ни странно это выглядит на первый взгляд, вряд ли жители региона способны на массовый бунт. С одной стороны, - из-за отсутствия лидера, которому доверяют и который может повести. Недавние призывы Януковича – уже не в счет. С другой стороны, за последние 18 лет в Донбассе выросло новое поколение, которое в меньшей степени подвержено единоначалию, вождизму и стадному чувству солидарности. Все большее число донетчан ассоциирует себя с независимой Украиной и становится менее подверженным идеям сепаратизма. Поэтому, утверждают исследователи «загадочной донецкой души», рецепты мирного сосуществования с региональным сообществом до банальности просты: честность и терпимость центральных властей, какой бы политический окрас они не носили, стабильность и повышение уровня благосостояния донетчан. Трудно, но возможно. А еще эксперты советуют перечитать Библию. Почти половину срока «хождения по пустыне» Донбасс уже прошел.

К слову

Владимир Кипень, кандидат философских наук, директор Донецкого института социальных исследований и политического анализа: 
«Адекватне розуміння витоків сучасної регіональної ідентичності мешканців Донбасу можливе тільки на основі аналізу історичної пам’яті людей. Слід пам’ятати, що Донбас впродовж двох століть був «плавильним казаном», у якому змішались різноманітні мовні, релігійні та культурні традиції. За своїм внутрішнім змістом модернізація в Донбасі залишилась незавершеною, неповноцінною, вихолощеною. Донбас ніби застряг в ХІХ ст. за своїми соціально-нормативними та ціннісними орієнтаціями, життєвими орієнтирами та способом життя. 

Діяльність сучасної місцевої бізнесової та політичної еліти протягом кількох останніх років була спрямована саме на використання сталої ситуації та максимальне обмеження простору свобод для громадян. Однак в середовищі місцевої еліти так і не сформувались чіткі уявлення про донбаську регіональну ідентичність. Попри суттєвий інтелектуальний потенціал регіону та яскраво виражений в середовищі місцевої правлячої еліти потяг до більшої самостійності, так і не було представлено цілісного інтелектуального продукту ідеологічного або міфологічного характеру, здатного всебічно обґрунтувати претензії Донбасу на автономію.

Тим не менше, під впливом глобальних імпульсів та все більш широкого й інтенсивного включення регіону в процеси економічної та соціо-культурної глобалізації відбуваються глибинні та поки що малопомітні зміни в природі регіональної ідентичності, здатні сприяти розвиткові зрілої громадянської свідомості, яка притаманна політичній нації. Однак трансформація в цьому напрямку можлива тільки за умов становлення інститутів громадянського суспільства та проведення системних реформ в усіх галузях суспільного життя»."

Категория: Украина | Просмотров: 861 | Добавил: donetskcity | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 4
0
1 Сепаратист   [Материал]
Убил бы мразей которые это написали! Наша страна Донбасс! Наша столица Донецк!

0
2 Донецкий   [Материал]
О нас говорят как-будто Донбасс и Донецк это совсем другое государство,со своими способом мышления и ментальностью! Так непорали Донбассу стать таковым!

0
3 Антон   [Материал]
Ты сам мразь, раз так пишешь

0
4 Донбассовец с 1772 года   [Материал]
Даёшь возврат Донбасса в Россию, подальше от галицайских подпиндосников, пытающихся ассимилировать нас и наших детей!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

РЕКЛАМА

ОБНОВЛЕНИЯ

Доска объявлений
материал:

категория:

Фотогалерея
фото:

альбом:

Информеры

погода в Донецке