Браузер Int.Explorer вызывает сбои в работе сайтов , используйте Opera или Mozilla Firefox !

Меню сайта

Наш опрос

Как вы относитесь к переименованию центральных улиц Донецка в линии ?
ИСТОРИЯ ДОНЕЦКИХ ЛИНИЙ
Всего ответов: 204

Форма входа

Приветствую Вас Гость!



Регистрация Вход
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

КОНТАКТЫ

Главная » Исторические файлы » John James Hughes
Разделы:
Донецк во времени [20]John James Hughes [5]Легенды Донецка [24]
Биография Юзовки [7]
материалы из книги Теодора Фридгута "Юзовка и революция"
Донецк времен 2-ой Мировой Войны [10]
Юзовка 1941-43 годы
Кровавый террор 1937-38 годов [6]

Жизнь Дж.Юза

nullДжон Джеймс Юз (англ. John James Hughes)

промышленник, инженер, металлург,

Основатель Донецка

Дата рождения: 1814
Место рождения: Мертир-Тидвил
Дата смерти: 1889
Место смерти: Санкт-Петербург

Джон Юз — учредитель Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств, основатель и директор-распорядитель завода — родился в 1814 г. в г.Мертир-Тидвил, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса, металлургического края Англии. До нас дошли очень скупые сведения о его жизни и предпринимательской деятельности на Родине. В России Джон Юз появился впервые уже в зрелом возрасте, когда ему было 55 лет, он сформировался как личность, а за плечами был богатый жизненный опыт. Известно, что Джон Юз родился в семье инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов г. Мертира. Он получил домашнее образование и в юношеские годы работал под началом своего отца, который в то время был инженером на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с металлургическим делом, Джон Юз впоследствии переходит на завод Эбби Вейл.

Джон Юз и английский рабочиевмеханическомцехе завода.Юзовка, 1889

Джон Юз и английский рабочие в механическом цехе завода. Юзовка, 1889 gtj.org.ukСпустя некоторое время он основывает собственное механическое производство в Нью-Порте. Джон Юз быстро ставит дело на твердую ногу. Именно в этот период раскрывается его талант изобретателя и организатора производства. Джон Юз впервые в Англии устраивает подъемную машину прямого действия. В конце 50-х годов он поступает на работу в качестве инженера на Мильвольский железопрокатный завод, а в 1860 г. становится его директором. «Юзовские» лафеты для дальнобойных тяжелых орудий, известное детище английского изобретателя, появляются именно в эти годы. Он также посвящает много времени приготовлению рецептуры брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В те же 60-е годы XIX в. русское правительство, озабоченное проблемой бронирования военных кораблей, искало подходящий для этих целей материал и заводы-изготовители в Западной Европе. В связи с этим Адмиралтейство провело ряд испытаний бронированной стали французского и английского производства. Продукция Мильвольского завода, на котором работал Джон Юз, успешно их выдержала и, по мнению царских военных чиновников, оказалась наиболее прочной и надежной.

В этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Английский историк Дж.Вествуд ставит под сомнение надежность подобных испытаний. В данном случае, он ссылается на памфлет контр-адмирала Холстеда, в котором описывается, как в 1864 г. на английском флоте проверялась прочность брони. Приведем это описание и мы. Бронированная обшивка подвешивалась на борта старых деревянных военных кораблей, включая даже фрегаты образца 1810 г., и обстреливалась с расстояния в 200 ярдов из 9-ти дюймовых гладкоствольных орудий. Несмотря на то, что 9-дюймовые снаряды были сделаны из стали, а не чугуна, устаревшая конструкция орудий снижала надежностьпроводимых испытаний: часто снаряд просто застревал в броне на полпути.

Джон Юз со своей семьей.Юзовка, 1889
nullКак бы то ни было, Адмиралтейство, ссылаясь на результаты собственных обследований, признало мильвольскую сталь лучшей и наиболее прочной. И в результате русское правительство разместило на этом заводе военный заказ с целью укрепления броней форта «Константин» в г. Кронштадте. Так, впервые судьба английского изобретателя и организатора производства Джона Юза пересеклась с интересами России. Именно в эти годы он близко сошелся с русскими военными инженерами генералом Тотлебеном и полковником Герном. Последний и предложил Джону Юзу принять на себя исполнение договора, который заключило правительство с князем Сергеем Кочубеем в 1868 году. Согласно договору кн. Кочубей обязался построить на юге России завод для выделки железных рельсов. Но не сумев собрать капитал, он без особого сожаления переуступил концессию английскому инженеру. Дж.Юз в свою очередь нашел это предложение весьма заманчивым и перспективным. И, как обычно, он с присущей ему неисчерпаемой энергией и глубоким знанием дела берется за осуществление идеи. Настольной книгой английского инженера становится исследование французского геолога Ле Пле 1837 г., посвященное изучению полезных ископаемых южной «малороссийской» степи. В нем, в частности, утверждалось, что природа одарила этот край первоклассным углем, но не наделила его богатыми залежами железной руды. В течение десятилетий приговор известного специалиста никто не решался оспорить. Правильность выводов французского геолога, казалось бы, подтверждала и неудача с постройкой казенного металлургического завода, работавшего на местном сырье, в Лисичанске.

                                                                          Сыновья Джона Юза:John James и Ivor Edward,1890г.

nullДж.Юз уезжает в «Новороссию», чтобы самостоятельно разобраться в этом непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность, осматривает залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей окрестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был высочайшее утвержден 18 апреля 1869 года. Договор подписали министр путей сообщения генерал-лейтенант П.П.Мельников, министр финансов, статс-секретарь М.Х.Рейтерн и доверенный Дж.Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору великобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество со складочным капиталом в 300.000 ф.ст. (или 3 млн. руб.) для разработки каменного угля и основания рельсового производства на юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение трех месяцев со дня утверждения договора Дж.Юз обязан был перечислить в один из заграничных банков на счет Общества 500.000 ф. ст., из которых 20.000 должны были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна была достигать 2.000 английских тонн (одна английская тонна равнялась 62 пудам, т.е. чуть более 1000 кг) в день, в течение девяти месяцев пустить в полный ход доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна была быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить постройку рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить механические мастерские для нужд завода.

Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли и ее недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж.д., гарантировало в течение десяти лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии на количество не более 3000000 пуд. (49000 т) в год. Причем эта премия должна была выплачиваться Обществу за каждые 100000 пуд. (1638 т) действительно выделанных и принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу разрешалось образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до 85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж.д. в направлении к устраиваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу ссуду в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать 63.000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как подчеркивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной четверти. Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем выпуска негарантированных акций.

Семейство Юзов сдрузьями.Юзовка, 1890

nullИ, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону деятельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано согласно английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г., а его отношения с учреждениями и организациями на территории России регулировались законами Российской Империи. 
Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж.Юз возвращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования солидной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень жесткие временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят 29 мая 1869 г. (н.ст.). При его образовании в число основных подписчиков-акционеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви, гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл., эксвайр, член парламента (50 акций); Чарльз Ф.Гуч, эсквайр (100 акций); В.С.Уэйзман, баронет (40 акций); Джозеф Уитворт, эсквайр, гражданский инженер (100 акций).

                                                                                                                    Дача Джона Юза, 1880 г.

nullКапитал Общества был поделен на 6.000 акций достоинством 50 ф.ст. каждая. В первом выпуске было 3.400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегированные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общества от 5 декабря 1871 г. (н.ст.) определялись особые привилегии и преимущественные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 % годовых.

Сделав все необходимое на организационном этапе, Дж. Юз с головой уходит в практическую работу. Два чрезвычайно тяжелых, насыщенных до предела года ушло на строительство первой домны. 24 апреля 1871 г. (ст.ст.) была задута печь. Увы, на долю английского инженера выпала горькая неудача с первой плавкой, через три дня работа печи была остановлена после того, как выяснилось, что невозможно дальше поддерживать нужную температуру. В конечном итоге требовалась серьезная перестройка домны. Но у Дж. Юза не опустились руки, и он опять энергично берется за дело. Английский инженер с упорством и по многу работает над усовершенствованием технологического процесса: он добивается оптимального режима работы печи, значительно улучшает состав шихты, регулирует дутье. Но главный его успех заключался в том, что впервые в России в железном производстве использовал минеральное топливо — кокс. Вторично домна была задута 24 января 1872 г. и с этого времени завод безостановочно во все возрастающих размерах плавил чугун. Попутно заметим, что на Сулинском заводе Пастухова, основанного одновременно с Юзовским, правильная выплавка была достигнута только в 1887 году.

Россия стала для Джона Юза второй родиной, его семья (а у него 6ыло четверо сыновей) покинула родные места Южного Уэльса и переселилась в новый городок на юге России, возникший буквально на пустом месте. Окружающие знали английского инженера как энергичного, предприимчивого, целеустремленного человека с трезвым расчетом и умением угадывать перспективу, а в глубине души он был мечтателем. Джон Юз желал, чтобы русский каменный уголь успешно бы конкурировал в Средиземноморье с английским, а русский чугун пользовался таким же успехом в Петербурге, как и английский. Он строил далеко идущие, но вполне реальные планы. Дж. Юз мечтал довести добычу каменного угля до 45 млн. пуд. (737000 т) в год, а выплавку чугуна —до 15 млн. Для осуществления своих планов он в июне 1889 г. прибыл в Петербург, но внезапно заболел и скончался 17 июня 1889 г. (ст.ст) в гостинице «Англетер». Именно в этой гостинице, которая называлась уже «Интернационал» 28 декабря 1925 года скончался классик русской поэзии Сергей Есенин. Итогом и своеобразным памятником двадцатилетней деятельности Юза стал хорошо устроенный завод, вокруг которого вырос многотысячный город.



Категория: John James Hughes | Добавил: donetskcity (24.04.2009)
Просмотров: 894 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

РЕКЛАМА

ОБНОВЛЕНИЯ

Исторические файлы
раздел:

материал:

Доска объявлений
материал:

категория:

Фотогалерея
фото:

альбом:

Информеры

погода в Донецке